This page is hosted for free by zzz.com.ua, if you are owner of this page, you can remove this message and gain access to many additional features by upgrading your hosting to PRO or VIP for just 32.50 UAH.
Do you want to support owner of this site? Click here and donate to his account some amount, he will be able to use it to pay for any of our services, including removing this ad.

Казачество. Украина в составе Речи Посполитой

Третья часть из цикла очерков популярной истории Украины для перевода на основные мировые языки. Предыдущую часть читайте здесь.
 
Общество. – Казаки в Великом княжестве Литовском. – Люблинская уния. – Католики и православные. – Братства. – Брестская уния. – Раскол православной церкви. – Казаки в Речи Посполитой. – Петр Сагайдачный. – Киево-Могилянская коллегия. – Предпосылки казацкой революции.
В 1470-1471 гг. заканчивается династический период истории Руси-Украины. Вследствие внутренних реформ в Великом княжестве Литовском упраздняются внутренние княжества. Они преобразовываются в административные единицы – воеводства. В литовско-руськом государстве заимствуются административные, политические и социальные стандарты Польского королевства.
Господствующее социальное положение в Польском королевстве занимала шляхта – военно-служилое сословие землевладельцев. В XV в. привилегии польской шляхты, а с ними и название, распространились на князей и бояр Великого княжества Литовского. Большинство шляхтичей называли «панами». Самые богатые из них – магнаты – представляли элиту государства. Малообеспеченная мелкая шляхта зачастую вела крестьянский образ жизни. Другим привилегированным сословием было католическое и православное духовенство. Городские чиновники, торговцы и ремесленники входили в мещанское сословие, а подножие социальной пирамиды составляли крестьяне.
Показателем вхождения Украины-Руси в культурный мир Европы и Возрождения стало то, что русин Юрий Дрогобыч в 1481-1482 гг. был ректором Болонского университета и стал первым украинцем, книга которого была напечатана. В 1491 г. в Вене впервые выходит печатная книга кириллическим шрифтом.
В конце XV в. в Великом княжестве Литовском начала формироваться новая социальная группа – казаки. Появление казачества стало результатом упразднения Киевского княжества. Низшая часть военного сословия, ранее подчиненная князьям, оказалась без работы. Поэтому она распространила свою активность на приграничные земли Дикого поля между землями Руси и Крымского ханата. Литовская администрация направила их энергию на защиту южных границ княжества от нападений крымских татар. Вскоре казаки стали значительной военной силой и частью литовского войска. Поскольку их центры находились ниже днепровских порогов, то их называли «запорожскими». Во главе казаков стояли демократически избираемые гетманы (от нем. Hauptman – военный начальник).
lvivПанорама Львова – крупнейшего города Украины в XV– XVII вв. Гравюра 1618 г.
Где в XV-XVI вв. находилась «Русь». Украина из «границы» становится страной
Согласно источникам, «Русью» продолжали называться современная Украина и Беларусь, входившие в состав Польского королевства и Великого княжества Литовского. Историческим и сакральным центром Руси оставался Киев, где находилась резиденция Киевского православного митрополита. Жители этой территории обозначаются как «русины». Западноевропейские карты XVI в. показывают Русь в основном на месте Руського воеводства с центром во Львове. На наследие Киева в конце XV в. начинает претендовать Московское государство. Однако соседние государства не признавали эти претензии. Русины не считали себя одним народом с будущими русскими и называли их «московиты» или «московские люди». В Европе Московия считалась частью Великой Татарии, частью Азии, и ее цивилизационная принадлежность оставалась неясной.
С XVI в. слово «Украина» стойко ассоциируется с ареалом активности казаков – Диким полем и Средним Днепром. Возникает выражение «где казак – там Украина». Названия «Русь» и «Украина» начинают существовать параллельно на одной территории.
orshaБитва при Орше 1514 г. (фрагмент картины XVI в).
Великое княжество Литовское враждовало с Московским государством. В 1514 г. происходит грандиозная битва при Орше, в которой войска во главе с украинским князем Константином Острожским разгромили армию Москвы. Однако впоследствии Литва все же потеряла Чернигово-Северскую землю. Неудачно для литовцев началась и Ливонская война с Московией Ивана IV Грозного в середине того же века. Под угрозой московского завоевания литовская знать решилась на слияние с Польшей (которому долго сопротивлялась, опасаясь оказаться в этом союзе на вторых ролях). В 1569 г. польский и литовский сеймы подписали Люблинскую унию, положившую начало федеративному государству – Речи Посполитой.
По условиям объединения в состав Польского королевства перешли Волынь, Киевщина и Брацлавщина (восточное Подолье). На этих землях, как прежде в Галиции, внедрялась польская система управления, продолжалось закрепощение крестьян и утверждалось привилегированное положение католиков. Многие шляхтичи-русины легко переходили в католицизм, небезосновательно считая его более «европейской», передовой и престижной религией. Но поддержку и сохранение культурных традиций, свойственных православию, взяли на себя братства – общественные организации мещан, создаваемые по примеру протестантских общин. Выпускники братских школ и книги братских типографий серьезно противодействовали католической экспансии.
Иным путем пошла часть руського духовенства, решившая преодолеть упадок православной церкви через сближение с Римом. В 1596 г. была принята Брестская уния, согласно которой православная церковь Речи Посполитой признавала верховенство Папы и уравнивалась в правах с католической, сохраняя при этом византийскую обрядность. Значительная часть духовенства и мирян отвергла унию. Киевская митрополия (охватывавшая украинские и белорусские земли) раскололась на две враждующие части – униатскую (ее приверженцев позже стали называть греко-католиками) и традиционно-православную, оказавшуюся вне закона и официально признанную королем только в 1630-х гг.
xotynХотинская крепость
Что касается казаков, то одни из них поступили на королевскую службу и получили название реестровых. Другие (запорожское казачество) в 1580-х гг. основали укрепленный центр на днепровских островах – Запорожскую Сечь. Основная масса казаков жила в порубежных городах, покидая их только для участия в боевых действиях. Казаки участвовали в большинстве военных кампаний Речи Посполитой вплоть до военно-морских операций в Балтийском море, ходили в самостоятельные походы (в том числе совершали пиратские налеты на османское побережье Черного моря), нанимались на службу в европейские армии.
Среди казацких полководцев более всего прославился гетман Петр Сагайдачный. Под его командованием запорожцы приняли участие в успешном польском походе на Москву (1618), а в 1621 г. сыграли решающую роль в Хотинской войне против османов. Это была одна из ключевых битв, остановивших османскую экспансию в Европе. Сагайдачный способствовал возобновлению Киевской православной митрополии и становлению Киевского братства (в которое записался вместе со всем Войском Запорожским).
Киево-Могилянская академия
mohylaКиево-Могилянская Академия
Школа киевского братства стала центром культурного возрождения православного сообщества. В 1632 г. митрополит Петр Могила преобразовывал школу в коллегиум – высшее учебное заведение. Это было первое такое учреждение в восточной Европе. Коллегиум (впоследствии – академия) воспитал поколения украинской элиты – духовных сановников, политических деятелей, писателей, ученых, философов. Киев стал одним из центров культуры барокко. В коллегиуме изучали научные дисциплины, стандартные для европейских университетов: классические и современные языки, богословие, риторику, математику, музыку, медицину. Академия просуществовала до 1817 г., когда была закрыта российскими властями.
Участие в войнах на стороне Речи Посполитой не мешало казакам радикально выступать против ее внутренней политики. Если во второй половине XVI в. политика Варшавы была толерантной в религиозных вопросах, то вскоре ситуация изменилась в худшую сторону. В начале XVII в. все магнатские княжеские роды с Руси-Украины уже включились в высокую польскую политику, перешли из православия в католичество и польскую культуру.
Православное сообщество утратило старую элиту, и ее место выразителя интересов страны заняли казаки. Они начинают вооруженные выступления против навязывания католичества и ограничения вольностей. Притеснения крестьян привели к росту социальной напряженности и протестных настроений. Все это не могло не привести к общенародному возмущению. Масштабные казацкие восстания, начавшиеся в конце XVI в., увенчались в конце концов казацкой революцией.
+ 0 -