Кому нужен Десятинный монастырь?

C поджогом небольшого храма около Музея истории Украины, настало время разобраться, что же на самом деле происходит по адресу Владимирская 2.
Для начала небольшой экскурс в историю. Десятинная церковь была построена князем Владимиром Великим сразу после крещения киевлян в 988 году. Опуская некоторые подробности, можно утверждать, что именно этот храм стал первым христианским культовым сооружением Киевской Руси. Князь отдавал на храм десятую часть собственных доходов, отсюда и название.
Оригинальная Десятинная церковь погибла во время взятия Киева Батыем 1240 году, похоронив под своими руинами последних защитников города. Попытки возрождения храма предпринимались дважды: первую церковь построил здесь митрополит Петр Могила, второй храм был выстроен в начале ХІХ века. Последняя версия Десятинной церкви была снесена советской властью в 1928 году. После этого на территории храма были проведены археологические раскопки.
Провозглашение Независимости Украины снова подняло вопрос Десятинной церкви. В 1990 годы был возрождён ряд важных национальных святынь: Успенский Собор Киево-Печерской лавры, Михайловский Златоверхий монастырь, церковь Богородицы Пирогощей. В 2005 году Президент Ющенко дал задание КМДА подготовить проект восстановления Десятинной одновременно как храма и музея. На месте церкви начались очередные раскопки.
Тогда же образовалась и община храма, получившая разрешение на установления храма – палатки на фундаменте исторического храма. В 2009 руководство УПЦ МП, крайне заинтересованное в строительстве новой Десятинной решило учредить на месте раскопок монастырь, настоятелем которого был назначен архимандрит Гедеон (Харон).
Решение о строительстве монастыря было крайне неоднозначно воспринято украинским обществом по целому ряду причин. Во-первых, монастыря на месте где ранее возвышался Десятинный  храм никогда не было, церковь находилась в самом центре Киева времён Руси, в непосредственной близости к княжьему двору. Монастыря не было там и в последующие времена, ни в XVII, ни в ХІХ веке. Во-вторых, строительство монастыря никак не вписывалось в комплекс построек Старокиевской горы. В-третьих, для строительства храма, а уж тем более монастыря необходимо наличие церковной общины, которую организовали уже в процессе строительства.
незаконно построенный киевский десятинный монастырь
Возникало интересное впечатление. Руководство УПЦ МП стремилось во что бы то ни стало «застолбить» выгодное с маркетинговой точки зрения место. Рядом с созданным монастырём проходили популярнейшие туристические маршруты. Недалеко находятся такие важные достопримечательности, как Андреевский спуск, Пейзажная алея, Андреевская церковь, Подол. Однако, как известно, свято место пусто не бывает. На идею о возрождении Десятинной живо откликнулись представители других православных церквей в частности Киевского Патриархата. Начались безрезультатные споры.
Тем временем община недавно созданного монастыря активно «окапывалась». Результатом этой деятельности стало строительство сначала деревянного, а потом и каменного храмов, узаконивать которые никто так и не собирался. Росла и братия монастыря, которую предприимчивый настоятель оформил как научных сотрудников музея Десятинной церкви.
Духовенство монастыря быстро вступило в конфликт с местной неоязыческой общиной, установившей здесь же, на Старокиевской горе идола Перуна. В конце 2013 года эта скульптура, равно как и скульптура Збручского идола на Михайловской площади были обезглавлены. Есть версия, что обе статуи были повреждены духовенством Десятинного монастыря.
Тем временем грянул Майдан. В стране произошла революция, режим Януковича, активно поддерживавший УПЦ МП канул в лету. Дискуссии вокруг Десятинного монастыря возобновились с новой силой, когда  Киевский городской совет вынес постановление снести хозяйственные постройки Десятинного монастыря. Здание самого храма было решено снести только в результате рассмотрения этого казуса в судебном порядке.
Что произошло после этих драматичным событий? Община Десятинного начала активно собирать подписи в защиту постройки на Старокиевской горе. Петиции с обращением к меру Киева Виталию Кличко с благословения руководства УПЦ МП распространились по всем столичным храмам. Местные церковнослужители активно призывали всех желающих, не только киевлян, но и туристов, подписать петицию.
Руководство УПЦ МП явно стремилось превратить проблему одного небольшого, и не совсем законно построенного, киевского храма в общенациональную трагедию. Попутно с эти, монахинями, работающими в официально мужском (!) Десятинном монастыре активно распространялась информация о том, что на территории обители регулярно происходят чудеса и знамения, являющие сигналом свыше подтверждающим праведность «борьбы с язычеством» и необходимость «стоять до конца».
Стоит заметить, что в отличие от многих других храмов УПЦ МП, община Десятинного монастыря имеет открытую прароссийскую ориентацию.  В храме нет икон Николая ІІ, но по риторике его служителей и постоянных прихожан можно ясно понять, что идеи «братского союза с Россией» им явно не чужды. Открыто вести пропаганду идей «русского мира» они явно не решаются, но это только пока.
Важным дополнением к общей картине ситуации станет замечание о том, как именно работает незаконная постройка Десятинного монастыря. Побывав в храме, возникает впечатление что эта церковь строилась для исполнения функций киоска, в котором можно купить свечи и иконы, заказать службу, т. п. Постоянных прихожан и братии в монастыре не так уж много.
Если вспомнить упомянутую выше близость к важнейшим туристическим маршрутам, становится понятно, почему УПЦ МП так крепко держится за Десятинный. Этот небольшой храм приносит хорошие дивиденды в церковную казну. Для того, что бы удержать незаконно захваченное, но такое прибыльное место, можно пустить в оборот все возможные средства, от риторики в стиле «гонение на православие» до разговоров о чудесах.
Важно создать позитивное общественное мнение, касательно этого небольшого храма и его общины. Дескать, вот какое святое там место, и братию преследуют язычники, и Богородица являлась, и продавшаяся Западу и подпевающая раскольникам из Киевского патриархата столичная власть всячески пытается уничтожить многострадальный Десятинный монастырь.
Но, киевляне и гости города должны сами понимать, зачем они идут в такие храмы. Если их устраивает сознательное нарушение законодательства Украины, откровенное использование истории и духовности нашей страны, а так же пропаганда сомнительных эстетических и идеологических ценностей, милости просим, двери Десятинного монастыря всегда открыты для них.
+ 0 -