This page is hosted for free by zzz.com.ua, if you are owner of this page, you can remove this message and gain access to many additional features by upgrading your hosting to PRO or VIP for just 32.50 UAH.
Do you want to support owner of this site? Click here and donate to his account some amount, he will be able to use it to pay for any of our services, including removing this ad.

Децентрализация в действии: 5 главных вопросов по ОТГ на Закарпатье

26 сентября Закарпатский областной совет наконец утвердил Перспективный план развития общин на территории области. О том, чем этот документ так важен, почему его принятие затягивалось, и какие территориальные изменения ожидают Закарпатье в ближайшее время, мы поговорили с экспертом по децентрализации Владимиром Феськовым. Тем более, что 11 октября ЦИК назначил выборы в 9-и ОТГ на Закарпатье. Самые интересные фрагменты из нашего разговора - в этом материале.
– Почему Перспективный план развития общин - такой важный документ?
– Этот документ важен, так как именно в соответствии с ним должны формироваться объединенные территориальные общины (ОТГ). Когда государство сказало, что объединение - добровольное, оно поставило все общины в условия, когда им разрешили объединяться, но не было понятно, каким образом это должно происходить. Мы же все-таки хотим создать не просто общины, а дееспособные территориальные общины; ради этого реформа и делается - усилить возможности местного самоуправления. И вот именно этот Перспективный план - это условная карта, видение государства того, сколько потенциально способных общин может быть создано на территории Закарпатья. И если бы этот план был принят в начале, в 2015-м году, то он имел бы очень важное значение - общины должны были бы формироваться, ориентируясь на него.
Сейчас же важность этого документа заключается в другом - для самих общин, откровенно говоря, Перспективный план уже не имеет такого большого значения, ведь реформа уже на стадии завершения. Но сейчас этот документ нужен для того, чтобы Кабинет министров повсеместно, по всей территории Украины, сформировал планы ОТГ. После того, как это согласуется, мы переходим к финальному этапу - формированию Закона «Об административно-территориальном устройстве», который закрепляет и завершает весь этот процесс. В итоге должна быть новая территориальная основа, с которой уже в следующем году мы должны идти на местные выборы.
– Может ли объединенная община, после утверждения, изменять свои границы (присоединяться к другой, или же отдельному населенному пункту, выйти из одной общины и присоединиться к другой)?
– Согласно утвержденному Плану, общин на Закарпатье планируют создать 60 (хотя экспертная среда планировала 54 общины). Однако это вовсе не означает, что они будут в таком большом количестве, ведь главное, чтобы община была дееспособна. И Кабмин будет утверждать этот план только в тех общинах, к которым нет замечаний. Это значит, что у нас может быть утверждено 30 с хвостиком общин; остальное - это белые пятна, вопрос о которых еще будет согласовываться дополнительно.
Законом о добровольном объединении предусмотрено, что ОТГ может присоединяться к соседней общине. Что же касается отдельных населенных пунктов, то их отделение от одной общины и переход к другой возможен только по решению Верховной Рады. Однако надо понимать, что это скорее исключение, чем здоровая практика.
– Утвердит ли правительство Ужгород как отдельную ОТГ - так, как за это проголосовал областной совет?
– Однозначно - нет. Ужгород - это кандидат на белое пятно №1. Как минимум потому, что это в основном чисто политическое решение, и это ярко видно. Город областного значения - это огромная машина, которая быстро развивается, и остановить ее в этом развитии очень трудно. И замыкание ее один на один, как это сделано в утвержденном перспективном плане, очень быстро приведет к проблемам - и начнутся они, в первую очередь, не в самом городе, а в ОТГ вокруг него. Например, застройщики, которые хотят строить поближе к Ужгороду, но в самом областном центре места нет - и они начинают заходить в небольшие села окружающих ОТГ. Появление нескольких многоэтажек может сильно изменить климат в обществе - туда заселяются новые люди, с новыми потребностями, и ресурс, который присутствовал в селе, уже не сможет удовлетворить потребности всех своих жителей - начиная от электро- и водоснабжения и заканчивая детскими садами, медицинскими учреждениями и т.д. А остановить процесс разрастания Ужгорода невозможно. Поэтому надо работать на опережение и сделать так, чтобы этих проблем у нас не возникало.
Эти общины не хотят объединяться с Ужгородом из-за политических интересов. Этот вопрос интересов представителей местной власти города и окрестных сел. Между ними нет коммуникации. Есть много вопросов и к власти Ужгорода, потому что, откровенно говоря, дела здесь идут не лучшим образом. Жители окрестных сел видят, что например, бюджет Ужгорода вырос втрое - с полмиллиарда гривен до полутора. Стали ужгородцы жить втрое лучше - вряд ли. Они мало верят в то, что следующие выборы - это новый мэр, новая команда, новое видение и эффективный менеджмент.
P.S. С Владимиром Феськовым мы общались до того, как ЦИК назначила выборы в Холмковский и Оноковской ОТГ, граничащих с Ужгородом. Учитывая Баранинскую ОТГ, что уже существовала у областного центра, случилось так, как и прогнозировалось: город будет окружен маленькими общинами, и не будет места для развития. Какие это даст результаты будет видно уже через несколько лет, - автор.
– Монолитные этнические ОТГ на Закарпатье (например, венгерские) - это хорошо или плохо?
- Здесь не может быть ничего плохого. Наша главная задача - создать дееспособные ОТГ. Как по мне, фракция КМКС на той сессии 26 сентября повела себя наиболее конструктивно, потому что они обращали внимание не на то, чего хочет партия или фракция, а на то, чего хочет общество; там говорилось о Косинской, Сюртовской общинах, и там действительно есть основания говорить о дееспособности. Они монолитны, потому что они так расположены - мы не можем сейчас переступать через методику, через любые показатели, чтобы просто присоединять туда украинские села. Всем же понятно, что объединение происходит не только по экономическому показателю - там учитываются этнические, исторические факторы. Создает ли это какую-либо напряженную ситуацию, грозит ли это сепаратизмом - вряд ли. Например, мы имели село в полторы тысячи, а получили общину в восемь тысяч. Разве от этого меняются полномочия председателя? Закон же один. ОТГ вправе принимать те решения, которые входят в ее компетенцию. Если превышаются полномочия – это повод для работы правоохранительных органов. И это касается всех – как Ужгорода, так и Косинской ОТГ, так и любой другой общины.
– Что будет, если до следующих местных выборов мы не успеем создать ОТГ по всей территории страны?
- Целью поставлено завершить реформу децентрализации в 2020 году. И выборы будут на новой территориальной основе. Сценарий, что мае или в октябре на выборы пойдут необъединённые общины, - исключен. В 2020 году все закончится. В 2021 году не может быть необъединенных территорий. Может быть слияние двух ОТГ в одну - да, такое возможно. Но в 2020 году мы закрываем вопрос этой реформы. Для этого будет приниматься Закон «Об админтерустройства», для этого, скорее всего, будут вноситься изменения в Закон «О местных выборах», «О местном самоуправлении», «О статусе депутатов местных советов ... Безусловно, будут приниматься и изменения к Конституции Украины. За первое полугодие следующего года все необходимое законодательство должно быть согласовано и принято. И в этом надо завершить и переходить к следующим целям.
Действительно говоря, заниматься вопросом создания ОТГ столько лет - это по меньшей мере странно. Ведь если мы ставим перед собой амбициозные цели, мы должны думать о дальнейшем развитии, а создание ОТГ для нас в 2020 году должен стать «вчерашним днем».
+ 0 -